Барьеры общения: почему возникают и как их преодолеть

Барьеры общения – психологические проблемы объяснимого (особенности поведения, характер, привычки) и необъяснимого ("этот человек мне не нравится") характера.
Барьеры общения: почему возникают и как их преодолеть

В процессе общения человек постоянно сталкивается с определенными барьерами, которые включают:

  • стилистические;
  • логические;
  • фонетические;
  • семантические;
  • лингвистические;
  • психологические и другие.

Причины возникновения барьеров общения

  1. Различный уровень компетентности, знаний, опыта. Говорящий и слушатель могут находиться на разном уровне развития, в связи с чем и возникает проблема адекватного восприятия информации. Спикер кодирует свое сообщение в соответствии с собственным уровнем компетентности. Адресат декодирует полученную информацию, основываясь на собственном опыте и знаниях, что нередко приводит к разногласиям.
  2. Оценочность суждений. Барьеры общения могут возникать из-за оценочности или субъективности суждений. Человек, работающий в коллективе, может принимать определенную точку зрения, свойственную всем сотрудникам. При этом другие люди могут не соглашаться с ней по вполне объективным причинам.
  3. Избирательное восприятие информации. Человек вырывает из контекста те мысли и фразы, которые подтверждают его точку зрения.
  4. Доверие источнику информации. При недостаточном уровне доверия между собеседниками возможно возникновение барьеров общения. Это связано с нежеланием воспринимать информацию из непроверенного источника.
  5. Проблема интерпретации. Для людей различного круга общения одни и те же слова могут иметь разное значение.
  6. Фильтрация сообщений. Человек передает только ту информацию, которую выгодно озвучить.
  7. Жаргонизмы. Человек, привыкший общаться на языке какой-либо социальной группы, может испытывать трудности при общении вне ее.
  8. Различие социального статуса. Барьеры общения, возникающие между представителями различных социальных групп, встречаются достаточно часто. Они объясняются различным культурным уровнем, воспитанием, привычками, образом жизни и рядом других факторов.
  9. Нехватка времени. Общение в условиях ограниченного времени приводит к нервозности собеседников, желанию передать максимум информации, недосказанности.

Признаки формирования барьеров в общении

  1. Дискомфорт во время общения.
  2. Нервозность.
  3. Недоверие к собеседнику.
  4. Зажатость, скованность.
  5. Отсутствие эмоций.
  6. Плохое самочувствие.
  7. Враждебность.
  8. Неискренность.

Способы преодоления барьеров общения

  1. Следите за своей манерой общения. Она должна соответствовать ситуации, в которой вы общаетесь.
  2. Стремитесь выглядеть естественно, аккуратно, без лишнего пафоса.
  3. Попробуйте поставить себя на место собеседника, понять его действия, слова.
  4. Будьте готовы проявить сочувствие и сопереживание, если того потребует ситуация. Не оставайтесь в стороне от чужих проблем.
  5. Не требуйте и не ожидайте от людей невозможного. Будьте реальны в своих желаниях.
  6. Будьте собой в любой ситуации. Не пытайтесь казаться лучше или быть кем-то другим.
  7. Контролируйте свою речь, следите за логикой повествования. Излагайте свои мысли максимально четко, избегайте двоякости и неоднозначности.
  8. Говорите то, о чем думаете. Будьте честны с собеседником.
  9. Проявите уважение к партнеру.
  10. Оставайтесь уверенными в себе в любой ситуации.

Яндекс.Метрика