Ѕарьеры общени€: почему возникают и как их преодолеть

Ѕарьеры общени€ Ц психологические проблемы объ€снимого (особенности поведени€, характер, привычки) и необъ€снимого ("этот человек мне не нравитс€") характера.
Ѕарьеры общени€: почему возникают и как их преодолеть

¬ процессе общени€ человек посто€нно сталкиваетс€ с определенными барьерами, которые включают:

  • стилистические;
  • логические;
  • фонетические;
  • семантические;
  • лингвистические;
  • психологические и другие.

ѕричины возникновени€ барьеров общени€

  1. –азличный уровень компетентности, знаний, опыта. √овор€щий и слушатель могут находитьс€ на разном уровне развити€, в св€зи с чем и возникает проблема адекватного воспри€ти€ информации. —пикер кодирует свое сообщение в соответствии с собственным уровнем компетентности. јдресат декодирует полученную информацию, основыва€сь на собственном опыте и знани€х, что нередко приводит к разногласи€м.
  2. ќценочность суждений. Ѕарьеры общени€ могут возникать из-за оценочности или субъективности суждений. „еловек, работающий в коллективе, может принимать определенную точку зрени€, свойственную всем сотрудникам. ѕри этом другие люди могут не соглашатьс€ с ней по вполне объективным причинам.
  3. »збирательное воспри€тие информации. „еловек вырывает из контекста те мысли и фразы, которые подтверждают его точку зрени€.
  4. ƒоверие источнику информации. ѕри недостаточном уровне довери€ между собеседниками возможно возникновение барьеров общени€. Ёто св€зано с нежеланием воспринимать информацию из непроверенного источника.
  5. ѕроблема интерпретации. ƒл€ людей различного круга общени€ одни и те же слова могут иметь разное значение.
  6. ‘ильтраци€ сообщений. „еловек передает только ту информацию, которую выгодно озвучить.
  7. ∆аргонизмы. „еловек, привыкший общатьс€ на €зыке какой-либо социальной группы, может испытывать трудности при общении вне ее.
  8. –азличие социального статуса. Ѕарьеры общени€, возникающие между представител€ми различных социальных групп, встречаютс€ достаточно часто. ќни объ€сн€ютс€ различным культурным уровнем, воспитанием, привычками, образом жизни и р€дом других факторов.
  9. Ќехватка времени. ќбщение в услови€х ограниченного времени приводит к нервозности собеседников, желанию передать максимум информации, недосказанности.

ѕризнаки формировани€ барьеров в общении

  1. ƒискомфорт во врем€ общени€.
  2. Ќервозность.
  3. Ќедоверие к собеседнику.
  4. «ажатость, скованность.
  5. ќтсутствие эмоций.
  6. ѕлохое самочувствие.
  7. ¬раждебность.
  8. Ќеискренность.

—пособы преодолени€ барьеров общени€

  1. —ледите за своей манерой общени€. ќна должна соответствовать ситуации, в которой вы общаетесь.
  2. —тремитесь выгл€деть естественно, аккуратно, без лишнего пафоса.
  3. ѕопробуйте поставить себ€ на место собеседника, пон€ть его действи€, слова.
  4. Ѕудьте готовы про€вить сочувствие и сопереживание, если того потребует ситуаци€. Ќе оставайтесь в стороне от чужих проблем.
  5. Ќе требуйте и не ожидайте от людей невозможного. Ѕудьте реальны в своих желани€х.
  6. Ѕудьте собой в любой ситуации. Ќе пытайтесь казатьс€ лучше или быть кем-то другим.
  7.  онтролируйте свою речь, следите за логикой повествовани€. »злагайте свои мысли максимально четко, избегайте дво€кости и неоднозначности.
  8. √оворите то, о чем думаете. Ѕудьте честны с собеседником.
  9. ѕро€вите уважение к партнеру.
  10. ќставайтесь уверенными в себе в любой ситуации.

яндекс.ћетрика